Интеллект социальный, или интеллект общности

Интеллект социальный, или интеллект общности
относительно устойчивая форма совместной мыслительной деятельности (способности) людей, проявляющаяся в их общем творчестве, выработке и реализации решений, понимании ими самих себя, других людей и общностей, окружающего мира. И. с.не сумма индивидуальных интеллектов, а целенаправленная открытая система их информационного взаимодействия, уровень функционирования и отдачи которой определяется не столько индивидуальными способностями входящих в нее людей, сколько информационными связями (интеллектуальными коммуникациями между ними и всей системы с окружением). При этом информационные связи понимаются в содержательном (семантическом) плане как передача и получение знаний (отделившихся от их первосоздателей и ставших сообщениями). Хотя в общем плане проблемы «разумности» общества, одухотворенности социальных отношений ставились давно, в конструктивном плане проблема И. с. возникает в связи с созданием и использованием информационных технологий, основанных на искусственном (машинном) интеллекте.

У общества появляется технологическая потребность в повышении интеллектуального уровня взаимодействия своих членов, развитии творческих процессов, обеспечении разумного функционирования своих институтов, особенно органов управления, включении здравого смысла во все поры жизни,потребность в формировании и развитии исторически возникшего И. с., без чего искусственный интеллект, какими бы совершенными машинами он ни был оснащен, эффективно работать не будет. Поэтому информатизацию общества, во всяком случае в ее существенных аспектах, следует понимать как его интеллектуализацию вместе со всеми последствиями. Речь идет о достижении так называемого синергетического эффекта (эффекта системного взаимодействия), который превышает сумму эффектов индивидуальных интеллектов, входящих в систему И. с. Для этого нужна всесторонняя рационализация организационно-экономических и правовых отношений, повышение образовательного уровня и обеспечение компьютерной грамотности, развитие культуры членов общества и творческого начала в их работе. Теоретическую базу такой рационализации, наряду с общественными науками, составляет социальная цитологиянаука, изучающая принципы и механизмы социального (коллективного) творчества, выработки и использования в общественной практике знаний, кх превращения в движущую силу прогресса.

Социальная когнитология дополняет личностную когнитологию, изучающую принципы и механизмы индивидуального творчества. И. с. выступает внешним окружением, средой по отношению к индивидуальному интеллекту, определяющей полезную компоненту в работе каждой личности, конструктивность ее мышления. И. с. (общий) доминирует над индивидуальным (отдельным) интеллектом и в смысле его проявления (отдачи), и в смысле его развития. Это положение созвучно марксистскому тезису об определяющей, первенствующей роли общественных условий по отношению к личности. Информационные связи определяющим образом воздействуют на мыслительные процессы индивидов. Подход к общностям людей с позиций их совокупного интеллекта обусловливает переход на новый уровень понимания социокультурной динамики. И. с. опирается на определенные базовые структуры, составляющие интеллектуальное окружение личности, которая выступает первоисточником и конечным потребителем социальной информации. Существенное значение имеют накопленные в обществе знания, социальная память, уровень духовности, самосознания, информационного взаимодействия людей и их групп (усиливаемого на определенном историческом этапе посредством компьютерной и телекоммуникационной техники). Формирование и развитие И. с. связано с созданием элементов, структур, механизмов информационной среды, их оптимизацией. Первостепенное значение в этом имеют методы социологического анализа, инструментарий прикладной социологии (массовые обследования, экспертные опросы и т. д.).

Конечной целью интеллектуализации общественных систем выступает создание эффективных механизмов перехода личностного (персонифицированного) знания в информационный ресурс, превращения знаний индивидов в элемент массового сознания и их практического использования (превращения «в силу»). Достижение этой цели непосредственно зависит от получения социологической информации, эвристической по характеру, несущей в себе образ личности (творца). Следует подчеркнуть, что речь идет о создании наилучших социальных предпосылок для творчества единого коллективного субъекта, умеющего аккумулировать свою интеллектуальную энергию, мобильно переключать творческие усилия, управлять творческими устремлениями входящих в систему индивидов, вооруженных средствами искусственного интеллекта. Категория И. с.-столь же важная социологическая категория, как и давно принятые в социологии понятия социальной (в отличие от индивидуальной) психологии, общественной этики и морали. Взгляд на общество и его подсистемы с позиций И. с., конечно, односторонний взгляд «срез» того или иного социума под определенным углом зрения. Но в условиях современной научно-технической революции именно такой социальный срез становится особенно важным, поскольку он открывает пути повышения эффективности компьютеризации народного хозяйства и наилучшего использования новых резервов общественного прогресса резервов организованного, целенаправленного массового творчества.


Социологический справочник. — К.: Политиздат Украины. . 1990.

Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "Интеллект социальный, или интеллект общности" в других словарях:

  • КОГЕН — (Cohen) Герман (1842 1918) немецкий философ, основатель и виднейший представитель марбургской школы неокантианства. Основные работы: ‘Теория опыта Канта’ (1885), ‘Обоснование Кантом этики’ (1877), ‘Обоснование Кантом эстетики’ (1889), ‘Логика… …   История Философии: Энциклопедия

  • характер — Ограниченная, скованная, ригидная структура поведения, мешающая творческому приспособлению, достижению необходимой приспособительной гибкости (Смотри также: личный стиль). Краткий толковый психолого психиатрический словарь. Под ред. igisheva.… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ОТЧУЖДЕНИЕ — (нем. Entfremdung, англ. alienation) 1) отношения между субъектом и к. л. его функцией, складывающиеся в результате разрыва их изначального единства, что ведет к обеднению природы субъекта и изменению, извращению, перерождению природы отчужденной …   Философская энциклопедия

  • Идеи — (логическое содержание, источники, динамика)    основная форма и средство осмысления человеком действительности, синтез знания истины, должного и возможного. Смысл суть порождение попыток постижения бесконечного мира конечным, ограниченным в… …   Проективный философский словарь

  • Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… …   Медицинская энциклопедия

  • ТВОРЧЕСТВО — деятельность, порождающая новые ценности, идеи, самого человека как творца. В современной научной литературе, посвященной этой проблеме, прослеживается очевидное стремление исследовать конкретные виды Т. (в науке, технике, искусстве), его… …   Философская энциклопедия

  • НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ — Нем. мыслители принимали участие уже в формировании схоластики. Они писали на лат. языке, и их философия была частью общезападноевропейской аристотелевско платоническо христ. философии. Начало собственно «немецкой» философии лежит в т. н. женской …   Философская энциклопедия

  • Расизм — Расизм  совокупность воззрений, в основе которых лежат положения о физической и умственной неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру. Существует и несколько более широкое определение расизма …   Википедия

  • творчество —         ТВОРЧЕСТВО категория философии, психологии и культуры, выражающая собой важнейший смысл человеческой деятельности, состоящий в увеличении многообразия человеческого мира в процессе культурной миграции.         Термин и понятие. Т.… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ — – в отечественной психологии фактически рассматривалась как ее направленность, как проявление идущей от личности детерминации, как инициатива. Термин был несколько дескредитирован идеологическим тезисом об «активной позиции личности». В… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»